О Центре опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) Петербурга рассказали колледжам в рамках обучающей программы ЦСР Северо-Запад

23 июня в рамках образовательной программы «Проекты изменений колледжей в современных условиях» от Фонда «ЦСР «Северо-Запад» (экспериментальный курс  для Корпоративного университета Санкт-Петербурга) выступил Роман Тимофеев, руководитель проектного офиса Центра опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга (ЦОПП), а также гости из Москвы — Сумбатян Михаил, директор колледжа IT HUB, и Овчинников Алексей, заместитель директора, научный руководитель Московского филиала ФГБОУ ДПО Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования, кандидат медицинских наук. Докладчики рассказали о своём видении развития среднего профессионального образования. В конференции приняли участие более 100 представителей колледжей Петербурга.

Основные тезисы выступления:

ЦОПП — это место, где рождаются новые форматы обучения по востребованным специальностям и профессиям, а востребованность определяется экономикой: объемом продаж товаров и услуг, формирующим валовый продукт региона — ВПР. ЦОПП готовит программы, направленные на реализацию тех изменений, которые назрели в нашем обществе: например, цифровая трансформация экономики, новая система социальных отношений между людьми. Сегодня в экономике требуется иные подходы, связанные с новой системой разделения труда, где присутствуют элементы шеринга, гиг-экономики, самозанятости, дистанционной занятости, городской занятости и иных новых форм отношений между работником и работодателем. Новые форматы рождаются из более эффективной коммуникации между работниками и работодателями. Мы, например, используем новую классификацию характера труда от Международной организации труда, где выявлено уже 18 типов таких взаимоотношений.

Долгосрочные форматы обучения и ДПО не вполне удовлетворяют запросам современного рынка труда. Без нового типа отношений между работником и работодателем невозможно внедрение big data, data science и других важных инструментов в развитии промышленности, производства товаров и услуг — экономики. Поэтому в ЦОПП должны сочетаться не только традиционные отношения системы образования с системой труда, но и присутствовать новые институты развития — по цифровизации и экономике.

Раньше всю ответственность за образование и профессиональную подготовку складывали на систему образования. В последнее время к этому привлекают систему труда и занятости. Но для опережающей подготовки необходимо вовлечение экономики, бизнеса и потребителей товаров и услуг. Со стороны государства мы планируем привлекать не только департаменты труда, занятости, образования, но и экономики, инвестиций, цифровизации и т.д. Со стороны работодателей ожидается участие не только HR и представителей корпоративных академий, но и непосредственно предприниматели, владельцы бизнеса, консалтинговые компании, другие стейкхолдеры, которые сейчас участвуют в трансформации экономики. Это и есть то новое, что создаётся в ЦОПП — коммуникации, форматы, подходы, которые проектируются с учётом интересов всех сторон, для чего и создан то Проектный офис ЦОПП.

«Сейчас мы разрабатываем и запускаем линейку исследовательских проектов, в том числе для формирования идей под Euroskills, который Петербург принимает в 2022 году. Также мы планируем этим летом запустить совместно с колледжами и всеми другими заинтересованными сторонами проектирование городской системы управления занятостью, чтобы вместе с коллегами смоделировать шаги, необходимые для дальнейшего развития профессионального образования в условиях изменений в экономике и социальных институтах», — рассказал о планах на ближайшее будущее Роман Тимофеев коллегам из Москвы и колледжам Петербурга.