Преподаватель и студент будущего: кто будет учиться в вузах завтра, и как это изменит требования к педагогу?

28 октября Павел Черных выступил в онлайн-дискуссии «Преподаватель и студент будущего: кто будет учиться в вузах завтра, и как это изменит требования к педагогу?», организованной Международным научно-методическим центром НИЯУ МИФИ и Фондом «Центр стратегических разработок Северо-Запад».

Мероприятие является частью серии программы «Форсайт-совет», посвященной будущему образования. Модератором дискуссии выступил Дмитрий Санатов, заместитель директора Фонда «ЦСР «Северо-Запад».

В обсуждении приняло участие более 500 представителей вузов: преподаватели различных дисциплин, руководители из России и ближнего зарубежья (Казахстан, Киргизия и других стран).

Павел Черных рассказал о глобальных изменениями в мире, вызовах для национальной системы образования и о том, как современному университету пережить трансформацию с минимальными рисками и потерями для выпускников.

Приводим выдержки из его доклада:

1. Следующие глобальные изменения внешней среды определяют изменения в системе образования стран мира: меняется еда, дефицит воды и энергии, болезни; растет глобальная кооперация для решения вызовов мира; растет нарушение приватности и вторжение в личное пространство; вопросы территориальной безопасности (например, терроризм, национальные и религиозные конфликты); инновации и скорость их внедрения как инструмент в глобальной конкуренции меняют экономику в целом.

2. Поскольку студент – это завтрашний гражданин, национальные системы образования готовят человеческий потенциал для своего развития. Развитые страны готовят исполнителей по маркетингу и продажам; управлению глобальными технологическими цепочками; исследованиям и разработкам (проектированию); дизайну и креативу, а слаборазвитые — для рутинного ручного и машинного труда.

3. В 2030 году 1,5 млрд детей будут не подготовлены для самореализации. У них отсутствует: стремление к карьере и навыки выживания, умение адаптироваться, межпредметное мышление, стремление к лидерству, ответственность за свои поступки, умение работать в команде, системность в мышлении, культурная грамотность.

4. В глобальном мире возникает «новая занятость», которая формально не может учитываться существующими инструментами, имеющимися у государств (более 50% не занято в экономике). Ее ключевые причины:

  • Технологическая безработица из-за смены средств производства и роботизации производственных процессов,
  • Политическая (институциональная) безработица возникает в государствах, которых регуляторные функции государства делегируют профсообществам и некоммерческим организациям
  • Постоянная подработка из-за нехватки средств вызывает увеличение продолжительности рабочего дня в неблагополучных странах
  • Возникают новые территории в виртуальном пространстве, дающие новые формы занятости, невидимые традиционным институтам
  • Городская общественная занятость позволяет зарабатывать на разовых сделках, посредничестве или услугах и при этом не вести официальную деятельность одного определенного типа
  • Гражданский активизм, «диванная политика» и другие виды гражданской занятости, возникающие в результате культурного и интеллектуального «инбридинга» среди элит
  • Нелегальная или несправедливая занятость (ниже имеющейся квалификации) как следствие структурной бедности и отсутствия доступа к образованию
  • NEET поколение (Not in Education, Employment or Training) обозначает людей в возрасте от 16 до 24 лет, которые уже закончили школу, но все еще не учатся в университете и не работают.

Каким образом образовательные организации могут реагируют на эти вызовы:

Формировать интеллектуальный капитал студента через практикование и ситуационное обучение (обучение через деятельность):

  • учить приобретать знания через деятельность, используя информацию и доступ к экспертам-практикам 
  • учить создавать новое знание и управлять им: доступ к данным, предпринимательство, собственность на знания
  • учить коммуницировать: в проектных командах, с экспертами, заказчиками, клиентами, международными организациями, любой другой внешней средой.

Менять традиционный образовательный процесс с помощью цифровой образовательной среды и непрерывного обучения:

  • повышать скорость коммуникаций и количества слушателей образовательного контента (студенты, абитуриенты, клиенты)
  • реализовывать сетевое и модульное обучения
  • в партнерстве с другими организациями
  • максимально использовать разнообразие коммуникаций через современные IT решения
  • участвовать в разных проектных командах одновременно
  • обеспечивать траекторию обучения как прохождение игры (геймификация)
  • гибридное обучение: онлайн теория (можно и дома),  а в вузе практическое освоение знаний и навыков.

Обновить роли в образовательном процессе: новые компетенции и модель педагога:

  • научить выстраивать коммуникации со студентами и экспертами
  • научить проектированию индивидуальных образовательных траекторий
  • освоить позицию коуча-тьютора, получив компетенции модератора, фасилитатора
  • освоить исследовательскую позицию Principal Investigation — понимание трендов в предметной области изучения, когда носители знаний — внешние и внутренние эксперты
  • обеспечить непрерывное практикование через проектную деятельность и консалтинг
  • новые принципы оценивания результатов через игру.

Кирилл Баранников, проректор по развитию Московского городского педагогического университета, координатор целого ряда проектов по созданию электронных решений для сферы образования, представил обзорный доклад «Тихие революции. Тренды и основания смены парадигмы школьного и университетского образования» и рассказал о том, как сегодня меняется образование в школах и университетах России.

В своем докладе эксперт представил результаты национальных исследований, проводимых МГПУ, ВШЭ, Университетами Хельсинки, Торонто и Бостона, и экспертных интервью последних лет.

Приводим краткие тезисы:

  • В школах к ключевым изменениям в глобальном образовательном процессе стала попытка ответить на вопрос «а зачем это все учить», что привело к фундаментальному изучению Больших идей, историй и ситуаций, а не фактов, цифр и фамилий
  • Отказ от предметного обучения повлек за собой возникновение новых образовательных программ, в основе которых использован проектный подход
  • Проектный подход в обучении изменил роль педагога: от ведущей роли к ресурсной, вспомогательной
  • Изменение модели обучения и самого урока привело к «расшколиванию» — выход за стены школы, через коммуникации с внешней средой осваивание знаний происходит за её пределами в условных границах учебных проектов.

Следующие изменения задают новую образовательную политику в Университетах:

  • Парадигма «свободного образования» ориентирована на самоопределение студента и широкий профиль его гуманитарных компетенций, когда студент сам набирает себе модули и формирует самостоятельно свою образовательную траекторию
  • Новые компетенции (критическое мышление, коммуникации) инициируют возникновение новых образовательных форматов — дискуссионных клубов, иммерсивных форматов, где можно эти компетенции приобретать в деятельности
  • Онлайн образование благодаря цифровым технологиям также меняют облик современных Университетов, трансформируя его окончательно в «конструктор» образования, вместо «трубы», когда студент 6 лет движется по предопределенному заранее треку.
  • Микрообучение, обработка данных о достижениях позволяют максимально индивидуализировать образования и уменьшают значимость диплома. Становится более востребован определенный набор из разных сертификатов, подтверждающих полученные навыки и опыт.